kletka79

Объявление: Требуется сотрудник технической поддержки. Обязанности: ответы на звонки клиентов, помощь в погрузо-разгрузочных работах. Требование: высшее образование, опыт работы от 5 лет на аналогичной должности.



Немного утрирую. Но что значит высшее образование в применении к IT? Безусловно, выпускник MIT или Berkley со специализацией в Computer Science — это реально круто.



… но мы же про Россию, да? Менеджер по продажам с дипломом по морской навигации, финансовый директор с диссертацией по органической химии, лингвист-сисадмин…



Впрочем, нет, не лингвист. Прикладная математика и физика. Кафедра гидрогазодинамики. Уравнение Навье-Стокса, эпюры перерезывающих сил… Это очень важная информация, когда мы начинаем обсуждать особенности работы ядра гостевой системы в паравиртулизированной среде. Ну или, хотя бы, ковыряться в питоновском коде, развлекаясь с фрагментами функционального программирования.



Зачем айтишнику высшее образование? Зачем айтишнику хоть какое-нибудь высшее образование?



Я слышал несколько аргументов, и ни один из них меня не устроил.



Итак, аргументы от адвоката дьявола:

  1. Высшее образование — обязательное требование при трудоустройстве, резюме без в/о не рассматриваются в крупных компаниях
  2. Высшее образование показывает, что человек может достигать поставленных целей, у него есть способность изучать сложные и бесполезные вещи, есть усидчивость
  3. Высшее образование расширяет кругозор, даёт фундамент
  4. Высшее образование учит человека учиться

 

Заметим, ни одного аргумента, который бы сводился к «там тебя научат тому, что тебе понадобится в работе». Этот аргумент я бы не смог отбросить — и он бы меня убедил. Но я помню институтские единичные, робкие предметы, кое-как касающиеся компьютеров. Я помню старого лектора по предмету «программное обеспечение вычислительных систем». Я помню, как было безумно скучно на его лекциях, и как долго он мямлил про «четыре пусто» в коде на фортране. На первом курсе я знал уже это всё. А того, что я не знал (да, это бездна) мне никто не рассказал — и мне пришлось вычитывать это самому.

 

Итак, рассмотрим аргументацию. Для убедительности я буду разбирать аргументы в обратном порядке.

 

Высшее образование учит человека учиться

 

Предполагается, что человек, который способен изучить философию, историю России, сдать зачёт по физкультуре, продраться сквозь матанализ и вызубрить вывод формулы для приграничного слоя идеальной жидкости будет с лёгкостью изучать новое. А человек, который вместо изучения типов крутящих нагрузок и профилей несущих балок ковыряется в ядре линукса в свободное время, совершенно к этому не способен. Я затрудняюсь дать опровержение первой части тезиса, но вот с второй не согласен категорически. Человек может изучать то, что ему интересно. То, что действительно нужно, то, что касается его. А не зубрить расчёт сходимости метода Рунге-Кутта 6ого порядка. Обучаемость никак не связана с процессом обучения в институте. Более того, существующие программы обучения строго противоречат тому, как приходится изучать что-либо в IT.

 

В IT существует несколько методов изучения:

 

  1. RTFM
  2. dig into sources / scratches
  3. do it yourself

 

Если первый метод похож на чтение учебников, то вторые два — совсем нет. Чтение готовой документации (которую кто-то уже написал!) — самый простой из методов (потребление готового в удобной для потребления форме). Чаще оказывается, что нужно самому исследовать явление, собирать информацию из разрозненных источников. Этому всему не учат в институте. Таким образом, я не могу утверждать, что обучение в институте учит учиться. Скорее, учит зубрить и верить написанному. Что иногда бывает фатальным.

 

Высшее образование расширяет кругозор

 

Безусловно, главы про ОТО дадут нам огромное расширение кругозора… в области ОТО. Часто вы ОТО в IT используете? Кругозор — конструкция настолько эфемерная, что говорить о нём, как о важном факторе в работе, и говорить о том, что он прямо зависит от института… Главное же — 5 лет. 5 лет на расширение кругозора. Может, лучше, 5 лет сидеть и дискавери по телевизору смотреть? А что, тоже расширяет. И тоже в несмежных c IT областях.

 

Высшее образование показывает обучаемость и усидчивость

 

Ничего не могу возразить. Безусловно, «ботаник», вызубривший учебник по анатомии наизусть, обладает высокой способностью зубрить наизусть. А тот, кто 5 лет ходил на субботние лекции по философии в 8:30 без опозданий, конечно, будет пунктуально приходить на работу.

 

Отличные характеристики для клерка, для секретарши, для… ну не знаю для кого, но не для айтишника. Мир компьютеров либо интересен, либо нет. Если нет — зубрить бесполезно. Этим нужно дышать, этим нужно жить, это должно впитаться в кровь, как родной язык. Тогда будет понимание. Если компьютер — чуждая среда, в которой разбираются (по вызубренному наизусть) словарю, то никакие навыки и никакое упорство не дадут результата.

 

Другими словами, этот аргумент, именно в применении к ИТ, я не принимаю.

 

И, наконец, последний аргумент.

 

Высшее образование — путь к работе в Серьёзной Компании



… в Серьёзной Компании, которая принимает на работу только людей с Высшим Образованием.

Задам вопрос: вы действительно хотите работать в компании, которая ценит наличие у вас диплома по ленточным червям, а не ваши знания по репликации баз данных? Вы действительно считаете, что в такой компании у вас будет IT-шая (не путать с iT-директорской) карьера? Что у вас будет свобода выбора решения, свобода изучения и реализации? Если она там есть, то почему ваш будущий начальник (начальник отдела) выбирает себе людей по указке HR, а не по реальным навыкам?

 

Итог

 

То, что читают в институтах по computer science тянет на уровень, максимум, ПТУ по информатике. В остальном, бумажка из института — лишь пережиток советского времени и пустая трата времени настоящего. Да, как бумажка, она имеет силу для людей, которые перед этой бумажкой преклоняются. Но это ритуал, традиция и регламент. В ней нет доказательств профессиональных навыков, а получение этой бумаги ничего не даёт вашим профессиональным навыкам.

 

И все аргументы «за» сводятся к одному — как много значат ритуалы и их соблюдение в нашей жизни.

 

Наверное, где-то есть отдельные каферды и институты, которые действительно преподают computer science (э… так как мы её переводим на русский-то?), которые не пытаются свести всё к теории связи, электротехнике, нелинейным цепям, вычислительной и дискретной математике (предметы смежные, весьма полезные и почтенные, но совсем не такие всеохватные, как хотелось бы от профильного образования).

 

Но я пока вижу, что высшее образование именно в нашей области, в области компьютеров, отсутствует. А его паллиативы в форме «хоть какое-то в/о для галочки в резюме» — фикция, профанация и потраченное в пустую время.